Библиотека |
|||
Благоговение - чувство, испытываемое человеком к Богу и собакой к человеку |
|||
Читальный зал |
|||
Колетт и ее французские бульдоги
КОЛЕТТ Габриэль Сидони [Gabrielle Sidonie Colette, 1873-1954] (псевдоним Colette Willy) - известная французская писательница, журналистка и актриса. Легендарная фигура периода начала века, называемого «Прекрасная эпоха», Колетт была «крупнейшим французским прозаиком ХХ века». Ее книги переведены и читаются во множестве стран. Колетт многоликая, Колетт – влюбленная женщина, «свободная и ранимая», уже при жизни стала пользоваться огромным успехом не только среди читателей, но и в профессиональной среде. Но и после ее смерти, последовавшей в 1954 г., ее жизнь и творчество, глубину и современность которого мы продолжаем открывать для себя, по-прежнему привлекают к себе интерес. Франсин Дюга, профессор университета Ренн-II* Уже первая книга Колетт – «Клодин в школе» не только повлекла за собой шумный успех, но и вызвала настоящий скандал и множество кривотолков. При написании дневника школьницы, исполненный чувства протеста по отношению к миру и живущей сначала в сельской местности в Бургундии, а затем в Париже, Колетт пользуется собственными воспоминаниями. Ее муж, журналист и писатель Анри Готье-Вийяр, иначе Вилли, который был старше ее на четырнадцать лет, обладал определенным талантом и ввел молодую жену в круг людей искусства, где она, в частности, познакомилась с Марселем Прустом, Клодом Дебюсси и Маргерит Морено, которая станет ее близкой подругой. Но муж бесконечно изменяет ей, заставляет ее писать и присваивает себе написанное. Только в 1904 г. она впервые поставит свою подпись в одиночку под книгой «Диалоги животных». Колетт освобождается от мужа постепенно, а после многолетнего процесса разводится в 1910 г. Вскоре она начинает зарабатывать на жизнь: выступает в пантомимах, танцует на сцене, становится актрисой, чьи поступки стали поводом для шумных скандалов, и разделяет бродячую жизнь актеров мюзик-холла. Роман «Странница» рассказывает об этой фазе ее жизни, исполненной трудностей и одиночества. Чуть позже, Колетт начала пробовать свои силы в самых разных областях. Уже будучи автором нескольких романов, она становится активной журналисткой и останется ею до конца жизни. Спектакли, юридические процессы, криминальные случаи, – ее хроники стали образцами множества жанров. Свое личное счастье она обретет с Анри де Жувенелем, главным редактором газеты «Матен» и подающей надежды политической фигурой. В 1912 г. она выходит за него замуж. После 1918 г. она совмещает с обязанностями в области прессы и издательского дела писание текстов, в которых легкой кистью набрасывает картины растерянного мира 1920-х гг. Она также пишет романы, которыми будет по праву гордиться: «Мой дорогой», «Конец Любимого» и др. Первый из них, рассказывая о любви молодого человека и женщины, которая старше него, становится, по ее собственным словам, вещим. Муж отдаляется от нее, и она вступает в связь с его сыном Бертраном де Жувенелем. Все это заканчивается в 1925 г. с появлением Мориса Гудеке, который останется с Колетт до конца ее жизни. После войны из-под ее пера выходят эссе, в которых концентрируется опыт жизни и накопленная мудрость («Звезда Веспер» и др.). Экранизации ее книг появляются все чаще, выход на экраны фильма «Жижи» становится настоящим успехом, а одна из картин, посвященная подростковой любви, вызывает настоящий скандал. Колетт в окне ее квартиры в Пале-Руаяль становится настоящей любимицей публики и критики. Крупнейшие писатели старшего поколения – Андре Жид, Поль Валери, Жан Кокто, Франсуа Мориак, Поль Клодель, как и более молодые – Луи Арагон, Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, – приветствуют ее творчество. Именно де Бовуар назовет ее «богиней-матерью». Критика в последнее время часто обращается к парадоксам творчества Колетт. Прежде всего, к тайне ее собственной личности: несмотря на множество сохранившихся портретов, фотографий и ее собственных высказываний, сохранившихся в переписке, она остается «таинственной женщиной» (название одной из ее новелл) и ускользает от попыток ухватить ее образ при прочтении ее романов. Та же двусмысленность чувствуется в ее отношении к природе и животным: мы далеки от пасторали. Рассказывая о дикой кошке Ба-Ту, она обращается к древнему, хищному миру, где жестокость остается правилом. Она умеет увидеть в животном черты человеческой личности, а в человеке – животного. Колетт обожала животных - собак и кошек, но французские бульдоги всегда занимали в ее сердце отдельное место. Читая её, в этом нельзя усомниться. Какие только милые и смешные прозвища не дает он им. В письме к подруге Колет писала: "У меня в то время было две собаки, впрочем, рука не поднимается написать "две собаки". У меня была собака и французский бульдог". Это Тоби – первый французский бульдог Колетт, персонаж многих её литературных произведений и даже герой одного из них: «Тоби-пёс рассказывает»
Колетт никогда не изменяла любимой породе.
Книги Колетт переведены на множество языков мира. Французская республика отметила свою музу почетными наградами и удостоила диалога с президентом. В августе 1954 г. огромная толпа почитателей проводила ее в последний путь.
|
|
||